pic Акустическая гитара
pic Электрогитара
pic Бас-Гитара
pic Слайд-гитара
pic Клавишные
pic Ударные
pic Вокал
pic Домашняя студия
pic Сольфеджио
pic Уроки гитары по Skype

мастер - класс

Урок 9. Mark Knopfler. Джокер в рукаве

pic

Автор: Сергей Дмитриев, педагог «Guitar College» по классу гитары

В 1990-м году Чет Аткинс (Chet Atkins) и Марк Нофлер (Mark Knopfler) записали альбом «Neck and Neck», в который вошла тема И. Джонса (I.Jones)  «I’ll see you in my dreams». В дуэте с таким мэтром гитары, как Чет Аткинс, Нофлер не отошёл на второй план, а наоборот проявил себя как искусный импровизатор, тонко чувствующий, первоклассный музыкант.


 

Mark Knopfler. Джокер в рукаве 

 

Композиция И. Джонса представляет собой тридцатидвухтактную форму (16 16)-сложный период. Схема АВАВ`(8 8 8 8), где предложение «А» повторяется два раза, а предложение «В`», в отличие от «B», — новый тематический и гармонический материал. Прежде всего, проведем ладотональный анализ темы, т.е. определим, какие тональности существуют в композиции и какие лады может использовать импровизатор.

Первые два такта — натуральный F-мажор. Третий четвертый такты —  доминанта Bb7(Bb миксолидийский мажор) в тональности Eb мажор. Пятый, шестой, седьмой и восьмой такты — это тоника C (до мажор натуральный) и доминанта G7 (соль мажор миксолидийский). В 916 тактах звучит цепочка доминант A7, D7, G7. Их можно обыгрывать соответствующими миксолидийскими ладами, в тональностях D, G, C. Далее гармонический материал пьесы повторяется вплоть до 27-го такта, где звучат доминанта E7 (Ля минор гармонический) и тоника Am (ля минор натуральный), затем следует мажорная субдоминанта F (фа мажор лидийский), доминанта G7 (соль миксолидийский) в тональности C (до мажор натуральный).

Первые восемь тактов импровизации М. Нофлера – это неспешный рассказ, простая, запоминающаяся мелодия с изысканной ритмической фактурой. Начало — это две фразы по 4 такта, причем первую фразу можно разделить на два лейтмотива. Первый — это фа-мажорное арпеджио, и второй — это Bb миксолидийский с высокой 4 ступенью (нота ми).

Вторая фраза — это мелодия, сыгранная на базе до мажор натурального лада.

9-10 такты: используется Dm гармонический лад, плюс хроматическая вспомогательная нота соль-диез, которая предает фразе восточный колорит.
11 такт: короткая фраза с использованием до-диез уменьшенного арпеджио, или что тоже самое, арпеджио A7, сыгранное от ноты до диез с пониженной ноной. Трактовка фраз может быть различной, отчего результат не меняется. Главное, чтобы вы понимали, что происходит.
12-14 такты: аккорд D7 обыгрывается при помощи приема, который называется предъем, т.е. на предыдущую гармонию A7 звучит фраза, обыгрывающая следующий аккорд D7.
Две трехчетвертные попевки, в которых используется хроматическая проходящая нота ми диез, разделены четвертной паузой. При обыгрывании доминанты используется, как правило, D миксолидийский, который плавно подводит нас к целевой ноте (соль) —  15-й такт.
15-16 такты повторяют прежние принципы обыгрывания.
17-19 такты — гармоническая секвенция, сыгранная триольно. В этих тактах наступает кульминация соло, после чего наблюдается спад на субмотивах. В 26-м такте Нофлер опускается до самой низкой ноты фа-диез, затем звучит временная кульминация и подъем по ступеням аккорда E9.
28 такт: короткая хроматическая секвенция по малым секундам вниз.
30 такт: вертикаль G13 с использованием хроматической проходящей ноты соль-бемоль.
31-32 такты: хроматическая вязь, которая не допускает спада и готовит соло Чета Аткинса.

Результатом такого анализа импровизации Марка Нофлера должно явиться написание нового, своего соло на заданную гармонию темы. Причём задание усложняется, если вы сочиняете в манере, например, Марка Нофлера. Прежде чем преступим к делу, необходимо иметь в виду несколько моментов, которые позволят написать стильное и интеллигентное соло:

 

  • Фразировка
     
  • Проходящие, вспомогательные ноты, задержания, опевания
     
  • Кульминация
     
  • Лады
     
  • Арпеджио
     
  • Скрытое голосоведение
     
  • Секвенции
     
  • Ритмическое варьирование

 

Вышеприведённые восемь пунктов требуют некоторого пояснения. Все люди разговаривают фразами – это мысли вслух, разделённые паузами, в противном случае ваша музыка будет похожа на скороговорку. Проходящие, вспомогательные ноты, задержания, опевания: особенно их хроматическая разновидность — это как приправа к блюду, без неё обойтись можно, а шарм теряется. Кульминация — драматургия произведения. Лады позволяют музыканту привнести в мелодию оттенки, виртуозность. Арпеджио — наиболее точно показывают гармонию произведения. Скрытое голосоведение — бывает двух видов: образуется при помощи скачков или скрытой опорной линии. Секвенции – достаточно вспомнить, как они звучат, например, в соло Р. Блэкмора композиции «Highway Star» Deep Purple или в завершении композиции «Hotel California» группы Eagles. Ритмическое варьирование —  большинство ошибок особенно начинающих музыкантов – это ритмика. Если вы научитесь исполнять полиметры, грамотно, начиная их, незаметно и естественно выходить, то ваша музыка зазвучит изысканно и добротно.

Разумеется, не всегда музыку даже известного мастера можно уместить в вышеприведённые рамки, но придерживаться их желательно. Итак, первые восемь тактов темы я оставляю для вас. Руководствуясь ладотональным анализом, постарайтесь написать немногословные мелодичные фразы. Начиная с 9 такта, так же, как и Марк Нофлер, я буду использовать низкую нону при обыгрывании A7 на базе Bb уменьшенного арпеджио, плюс сложное опевание ноты соль(10 такт). Фраза заканчиваются двумя упругими синкопами (нота до диез).


12 такт: D9. Я использую 3х дольную попевку Нофлера, только в отличии от Марка сооружаю из нее полиметр (13-14 такты).
22 такт: G7 - смешанная пентатоника соль.
17-22 такты: опять таки использую исходный материал, а именно гармоническую секвенцию. Переработав, «зарядил» её как полиметр. Трехдольная фраза будет звучать в четырехдольном метре на протяжении шести тактов.
23 такт: традиционная блюзовая фраза на базе ля минорной блюзовой пентатоники.
25 такт: как и в оригинале, я использую низкую нону при обыгрывании A7 на базе Dm гармонического лада
27 такт: арпеджио доминанты E9.
31-32 такты: тонику C обыгрываю легато, в открытой позиции, используя сексты гармонически. Анализируя, таким образом, музыку признанных мастеров, вы будите сочинять свою стильно и правильно. Чаще обращайтесь к истокам гитарной традиции, как это делает Марк Нофлер, и у вас всегда будет джокер в рукаве.