pic Акустическая гитара
pic Электрогитара
pic Бас-Гитара
pic Слайд-гитара
pic Клавишные
pic Ударные
pic Вокал
pic Домашняя студия
pic Сольфеджио
pic Уроки гитары по Skype

мастер - класс

Урок 6. Разбираем соло «Smoke On The Water»

pic

Автор: Сергей Дмитриев, педагог «Guitar College» по классу гитары

По всему миру посетители музыкальных магазинов считают своим долгом обязательно сыграть рифф из композиции, которая стала флагманом хард рока — «Smoke On The Water». Hесмотря на кратчайшие сроки записи альбома «Machine Head» 1972г., где представлено это произведение, качество аранжировки, исполнения, музыкального содержания не подлежит сомнению.  Дым появляется с первых же тактов композиции.


 

Разбираем соло «Smoke On The Water»  

Riff «Smoke On The Water» — это соль-минорная пентатоника, усиленная квартами. Во 2-м такте риффа звучат те же ноты, что и в 1-м, только сдвинуты на слабые доли. Третий и четвертый такты почти повторяют тематический материал первых двух. (Отметим, что сильная доля в размере 4/4 — это каждая первая восьмая четверти). Секрет хитового риффа это три ноты, которые с ходу запоминаются, а ритмическое варьирование мелодии не позволяет скатиться до примитивизма.

По тому же принципу построена масса риффов: «Black Dog» Led Zeppelin, «Maybe I am Leo» — Deep Purple. В них достаточно развитые пентатонические мелодии, при повторении, сдвинуты относительно сильных долей.

Итак, мы с вами посмотрели, что же скрывает дым, теперь перейдем к огню:

Гармоническая структура на протяжении всего соло неизменна

|G5 | G5 | C5 | G5|
Im Im IVm Im

Как можно заметить, гармония имеет типично блюзовый характер: (T,S), только в конце соло происходит разрядка от бесконечных повторений: 


| C5 | C5 | F | F | 
IVm IVm VII VII

Начало соло играется в четвертом боксе соль-минорной пентатоники, строго по ее ступеням. Подтяжки звучат на традиционно предназначенных для этого нотах 2-й струны.

С5 в третьем такте обыгрывается до-дорийским минором. Следует отметить, что до-дорийский соответствует позиционно си-бимоль-мажорной гамме. Не стоит учить весь ряд ладов, нужно только точно знать, какие лады строятся на ступенях мажорной гаммы. Проще говоря, если сыграть гамму си-бемоль-мажор от 2-й ступени, то есть от ноты до, то мы получим до-дорийский минор; от 3-й ступени —  ноты ре — получим ре-фригийский минор. Вариант табулатуры, приведенный в четвертом такте, может отличаться от других источников, но он мне кажется наиболее изящным. Обратите внимание на исполнение триоли со скольжением в 4-м такте.

В седьмом такте на С5 звучит смешанный лад до-дорийский и до-минорная блюзовая пентатоника, причем последняя указывает на то, что С5 следует рассматривать не как четвертую ступень соль-минора, а как отдельную тональность. После блюзовых нот звучит до-дорийский, который можно представить одновременно как соль-минор натуральный. Это простейший пример так называемого предъема. Прием джазовой практики, когда еще не взятый аккорд уже начинает обыгрываться. В джазовых импровизациях такие приемы звучат более насыщенно в связи со сложными гармониями. В данном случае я пытаюсь просто сказать, что существует такой способ обыгрывания гармоний. С точки зрения технологии, фраза звучит в двух позициях, начинается в восьмой и заканчивается в седьмой. Стоит придерживаться аппликатуры, которая указана в нотах.

В следующих тактах G5 обыгрывается соль-минором натуральным, причем этот лад исполняется ломано. В результате мы попадаем в открытую позицию.

С5 в 11-м такте обыгрывается соль-минорной блюзовой пентатоникой в первом боксе плюс шестая ступень (нота ми). Ми — это мажорная терция для С5, — еще одно подтверждение блюзового характера соло. В данном случае С5 необходимо рассматривать как четвертую ступень тональности соль-минор (субдоминанту S).

С точки зрения технологии исполнения в этой фразе присутствует нестандартная подтяжка на второй струне. Удобнее было бы ее взять третьим пальцем. Исполнять подтяжку надо достаточно интеллигентно, не акцентируя и не зависая на ней. В этой фразе мы имеем дело с ровными шестнадцатыми нотами.

В 13-м и 14-м тактах мы можем наблюдать, как при помощи скольжений соединяются два бокса соль-минорной пентатоники: первый и второй.

В 10-й позиции звучит вертушка, состоящая из трех фраз. Первые две одинаковы, а третья — новый нотный материал. Как правило, студенты играют все вертушки одинаково, по-видимому, сыграв первую, по аналогии играют и остальные. В 15-м такте следует внимательно отнестись к тексту, обратите внимание на полиметр. Вертушки звучат в рамках до-минорной пентатоники первого бокса. Затем играем по первой струне отрезок до-минор натурального лада пальцами, указанными в нотах (конец 16-го, начало 17-го тактов). После этого звучит мощная подтяжка ноты фа в соль. Я рекомендовал бы играть ее на 2-й струне 18-го лада, а не на 1-й струне 12-го, т.к. есть время переместить руку в верхнюю позицию грифа, да и подтяжка на второй струне будет исполняться легче.

Последняя фраза замечательна тем, что подтяжку берем тремя пальцами (20-й такт). Расположим их, соответственно, на 3-м, 4-м и 5-м ладах 3-й струны. Не опуская ее мизинцем, берем ноту фа (2-я струна, 6-й лад). Только после этого играем 3-ю струну и опускаем ее в исходное положение. Фраза звучит в рамках соль-минорной пентатоники (1-й бокс).

Заканчивается соло мощной подтяжкой (2-я струна, 13-й лад). Ноты играются сначала как ровные восьмые, а затем как триоли, подтяжка постепенно опускается. В это время во второй гитарной партии, как логичное завершение, начинает звучать основной рифф. 

В заключение я бы отметил, что мелодичное соло всегда с легкостью анализируется, и в данном случае уверен, что mr.Blackmore не задумывался «Что? Где? Как?», а просто прекрасно исполнил его. Участники группы Deep Purple сочинили и исполнили замечательную музыку, которая на протяжении десятков лет служит эталоном для музыкантов всего мира.
 

 

Скачать mp3