pic Акустическая гитара
pic Электрогитара
pic Бас-Гитара
pic Слайд-гитара
pic Клавишные
pic Ударные
pic Вокал
pic Домашняя студия
pic Сольфеджио
pic Уроки гитары по Skype

мастер - класс

Урок 5. Разбираем соло «Stairway To Heaven»

pic

Автор: Сергей Дмитриев, педагог «Guitar College» по классу гитары

Композицию «Stairway to Heaven» группы Led Zeppelin с первых нот узнает каждый. Её статус подтверждается еще и тем, что общее звучание  рок-баллады в радиоэфире США превышает 64 года. Соло же легендарного Джимми Пейджа обязан сыграть каждый, кто претендует на звание Рок-гитариста!


 

Разбираем соло «Stairway To Heaven»  

Итак, первая часть соло, до седьмого такта, звучит в рамках ля-минорной блюзовой пентатоники, в V-й позиции.

Отметим, что в этих фразах присутствует нота фа из натурального ля-минора.

При исполнении фраз в V-й позиции обратите внимание на pull off — прием легато срывом. Мизинец — наименее развитый палец, поэтому студенты, исполняя этот прием, укорачивают ноту под мизинцем. Обратите внимание также на аппликатуру левой руки в этой части соло. Например, ноту ре в 1-м такте на 3-й струне 7-го лада я рекомендовал бы брать мизинцем, а не 3-м пальцем, как это чаще всего бывает. Дело в том, что, когда мы занимаемся координацией движений правой и левой рук, мы программируем себя на то, что момент удара медиатором должен точно совпадать с нажатием ноты пальцем левой руки. В данном случае, если мы будем брать по очереди ноту ля (7 лад 4 струна), а затем ноту ре (7 лад 3 струна) 3-м пальцем, то мы будем либо перескакивать со струны на струну, что ведет к микропаузе, либо использовать полубаррэ 3-м пальцем на 7-м ладу, а это незапрограммированное движение. Кроме того, после взятых нот звучит легато срывом, а исполнение этого приема 3-м пальцем, который взял полубарэ на 7-м ладу, ведет к возникновению ненужных шумов соседних струн. По поводу аппликатуры могу отметить, что вся старая школа основана на трехпалой системе левой руки, но  едь мы уже в XXI-м веке, и пять свободных пальцев должны равноправно участвовать в игре. На это указывает и опыт современных виртуозов.

По поводу подтяжек можно сказать следующее. Первая нота соло ми звучит при помощи подтяжки. Исполнять ее нужно так: ставим 1-2-3-й пальцы левой руки на 3-ю струну (соответственно 5-6-7-й лады) и подтягиваем ее вверх всеми тремя пальцами. В этом случае подтяжка получится активной и достаточно простой в исполнении. Во-первых, три пальца сильнее одного, если вы тянете струну только третьим пальцем, во-вторых, мы одномоментно как бы укорачиваем струну на три лада — 5-й, 6-й и 7-й. В совокупности вышеперечисленные факторы дадут мощную энергичную подтяжку струны. Следующая сложность с этим приемом возникает во 2-м такте. Ноту ля берем 3-м пальцем (8 лад 2 струна), а 1-й и 2-й пальцы ставим соответственно, на 6-й и 7-й лады 2-й струны и подтягиваем ее тремя пальцами. Затем, не опуская 2-ю струну, мизинцем берем ноту до (8 лад 1 струна), после чего убираем мизинец, переставляем 1-й, 2-й и 3-й пальцы, соответственно, на 6-й, 7-й, 8-й лады 1-й струны и исполняем подтяжку ноты до (1 струна 8 лад).

В 7-м и 8-м такте  звучит динамичная фраза, которая показывает тесcитуру гитары. За небольшой промежуток времени мы проходим две октавы, объединяя сразу четыре позиции ля-минорной пентатоники.

Быстрый переход из среднего регистра в высокий происходит за счет эффективных скольжений. Типичная ошибка, возникающая в данной ситуации, —  это укорачивание звучания ноты, с которой происходит скольжение, что неправильно. Чтобы избежать таких ошибок, проигрывайте эту фразу исключительно медиатором без применения скольжений. Тогда вы услышите ее реальную ритмику. Запомнив мелодию, играйте со штрихами, указанными в нотах. Заметим, как и в предыдущих фразах, здесь также используется нота фа натурального ля-минора.

9-й такт: звучат 10 вертушек. Надо заметить, что это самое сложное место соло. Фраза из пяти нот укладывается в одну четверть такта. Сочетание четного размера и нечетного количества нот всегда вызывает проблемы. Чтобы понять, как работает эта фраза, проделаем следующее построение: мы знаем, что четверть — это две восьмые. Представим каждую восьмую как триоль.

Первую ноту фразы играем на два счета. Остальные ноты играем ровно на счет «3-4-5-6». Причем медиатором играем только 1-ю и 3-ю ноту вертушки. При исполнении этой фразы в темпе нота ля может звучать тише остальных нот, поэтому обратите внимание на прием Hummer-on (легато ударом).

Чтобы облегчить задачу при разучивании этой фразы, исключим из нее подтяжки, легато-срывом и легато-ударом, и сыграем медиатором, как показано в примере. Это позволит понять ритмику фразы.

Фраза 12-го такта скрыта за блеском вертушки. Но, как ни странно, именно ее я рекомендую использовать в качестве прекрасного материала при написании соло студентами.

Оставшаяся часть соло — это образец использования принципа «вопрос-ответ». Партия одной гитары простая и нарочито повторяется, а ответы другой противопоставляются этой нарочитой простоте. В конце соло используются высокие позиции, что не очень удобно, а также мощные подтяжки, которые увеличивают расход ваших струн.

С 14-го по 20-й такты все фразы начинаются с паузы. Почему-то студенты их часто игнорируют. В соло можно отметить две кульминации — это 12-й и 20-й такты.

До встречи в следующем уроке!   

 

Скачать mp3