мастер - класс
Урок 2. Басовая линия в аккомпанементе на гитаре
Барри Гэлбрайт — известный американский джазовый гитарист.
Басовая линия в аккомпанементе на гитаре
Современные гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях, придают большое значение технике пальцевого аккомпанемента. Начиная с ранних блюзовых и кантри-гитаристов идеи пальцевого компинга развивались и приняли весьма изысканные формы в творчестве таких выдающихся исполнителей, как Merle Travis и Chet Atkins.
Джазовые гитаристы взяли за основу технику традиционного кантри и блюз-аккомпанемента, в которой соединяются несложные «чередующиеся» басы и ритмические фигурации аккордов. Это создает иллюзию игры одновременного звучания двух инструментов. Джазовый компинг — техника аккомпанемента, при которой синкопированные аккорды (аккордовые «тычки») играются на фоне достаточно продвинутой «шагающей» басовой линии, имитирующей бас-гитару.
Широкое использование клавишных (особенно синтезаторов) в малых составах позволяет подменить или вовсе заменить (если экономическая или иная необходимость заставляет обходиться минимальным составом) одного из музыкантов, например басиста, партия которого с успехом исполняется левой рукой клавишника тембром контрабаса или бас-гитары. Стиль игры, когда левая рука ведет бас, а правая — аккорды, является для фортепиано естественным и привычным. Поэтому подобные дуэты и трио с фортепиано стали обычным явлением уже много лет.
Так как гитара может рассматриваться как фортепиано в миниатюре, то вполне естественно, что гитаристы часто используют стиль аккомпанемента, подобный стилю клавишных. Это сходство является предпочтительным, когда гитарист работает в паре с вокалистом или с сольным инструментом, и не столь актуально в дуэте двух гитаристов. Использование 7-й струны позволяет существенно усилить эффект двух инструментов за счет расширения басового диапазона в дополнительных аккордовых формах. Выдающимися примерами этого стиля является творчество гитаристов Bucky Pizzerelli и Howie Collins.
Итак, пальцевый компинг складывается из трех составляющих: шагающий бас, гармония и ритмические аккордовые заполнения, которые подерживают игру солиста, заполняя паузы или создавая некий контрапункт. Рассмотрим эти составляющие.
При построении линии баса полезно знать некоторые принципы голосоведения. Главным тоном в каком-либо аккорде является его тоника (звук, от которого строится весь аккорд). Другой важной опорной ступенью является квинта. Тоника или квинта в басу наилучшим образом отражают появление нового аккорда. В пьесе «Wind#2» единственное отступлениие от этого мы находим только в 12, 13 и 14 тактах, где имеется строгая хроматическая линия в басу (хроматическая линия — это линия, в которой звуки следуют по полутонам вверх или вниз). В остальных случаях тоника располагается на сильных долях такта. В данном случае на 1-й и 3-й долях (линия баса обозначена нотами со штилями вниз; также штилями вниз обозначены звуки, которые берутся большим пальцем):
Основному тону каждого нового аккорда предшествует проходящий связующий звук, отстоящий на тон или полтона верх или вниз. Далее приведены два основных способа исполнения первых двух тактов в соответствии с изложенным правилом:
Когда какой-либо аккорд длится целый такт (или более), то мы можем использовать арпеджированную линию баса (основные тоны аккорда), либо гаммообразную линию (используя, как материал для построения линии звуки гаммы). Использование одних только арпеджио не дает удовлетворительного звучания, поэтому их лучше совмещать с гаммами:
Обратите внимание, что в большинстве случаев тоника попадает на сильную долю такта, аккордовые тоны — на 3-ю долю, а проходящие звуки (не входящие в аккорд) располагаются на слабых долях — второй и четвертой.
Далее показана простая линия баса на Fm7 (F-дорийский) и Bb7 (Bb — миксолидийский), основанная на гамме с использованием проходящих хроматических звуков, связывающих одни опорные тоны с другими. И в данном случае тоника приходится на первую долю такта. Проанализируйте каждую долю такта:
Исключением из предыдущего правила являются типичные линии баса, в которых различные ступени аккордов можно организовать в восходящую или нисходящую хроматическую линию. Как правило, заполняется промежуток от тоники до квинты тональности, в котором могут использоваться любые другие аккордовые тоны, образующие хроматическую линию.
Это дает возможность переименовать аккорды, на которых основывается хроматическая линия баса в тактах 13 и 14 (как в следующем примере); однако обратите внимание, что в данном случае взаимосвязь басовых нот с аккордами будет различна.
Если бы линия баса в такте 30 была нисходящей от пятой ступени аккорда Bb7, а не восходящей от тоники (как это сделано в пьесе), то в данном случае тоника и пятая ступени аккордов в 31 и 32
тактах поменялись бы местами. Обратите внимание, как подобный вариант изменяет вид всей линии баса:
А сейчас рассмотрим иллюстрацию неудачной линии баса. Формально она верна, но здесь мы имеем избыток квинтовых тонов аккордов и недостаточное количество прим.
Это придает звучанию басовой линии гармоническую неопределенность, так как прима (тоника) аккорда ярче выявляет тональный центр, чем квинта.
Рассмотрим гармонический аспект компинга: на фоне ровной басовой линии мы должны исполнять синкопированные аккорды. При выборе аккордовых ступеней в первую очередь необходимо иметь в виду 3 и 7 ступени, так как их наличие отражает наклонение аккорда (мажор, минор) и функцию (тоника, субдоминанта или доминанта). При движении 7-аккордов по кварто-квинтовому кругу терции аккордов переходят в септимы, а септимы разрешаются в терции.
Кроме септаккордов иногда допустимо использовать трезвучия. Таким исключением являются трезвучия в 13 и 14 тактах пьесы «Wind#2», где общий тон сохраняется на протяжении всей прогрессии. Если бы в данном случае использовались септаккорды, то не было бы возможности сохранить общий тон. Для плавного голосоведения (переход от звуков одного аккорда к звукам последующего) мы стараемся сохранить общие тоны там, где это возможно, в то время как другие голоса переходят в ближайшие звуки следующего аккорда.
И, наконец, ритмическая составляющая компинга: аккорд может исполнятся «в долю» (см. пьесу «Wind#2», вторые доли 1-го и 2-го тактов, 12, 16 и 20 такты), «между долями» (на «и»; 6,8 такты) или браться синкопой (затакт к 5 и 14 тактам).
Иногда допустима гармонизация каждого басового звука на каждой доле, как в 12-м такте. В некоторых случаях бас может синкопироваться вместе с аккордом (как в 7-м такте). Эти варианты используются по вкусу.
Пьеса «Wind#2» содержит стандартные гармонические обороты, исполняемые в технике comping. Объедив всевозможные варианты басовых линий и синкопированный ритмический контрапункт между верхними и нижним голосами, а также используя типичные гармонические обороты в разных тональностях, мы получили характерные образцы, которые можно применить к любой из ваших любимых мелодий.