pic Акустическая гитара
pic Электрогитара
pic Бас-Гитара
pic Слайд-гитара
pic Клавишные
pic Ударные
pic Вокал
pic Домашняя студия
pic Сольфеджио
pic Уроки гитары по Skype

мастер - класс

Урок 10. Свинг на кончиках пальцев

pic

Автор: Сергей Дмитриев, педагог «Guitar College» по классу гитары

В 1978г. Mark Knopfler в составе группы Dire Straits записал виниловый диск «Money For Nothing». Первой вещью альбома была песня «Sultans Of Swing», которая открыла эру гитарного стиля Марка Нофлера. На протяжении композиции Нофлер исполняет пару соло, которые поистине являются образчиком вкуса и мастерства. Педагог GC Сергей Дмитриев подробно их разобрал.


 

Свинг на кончиках пальцев 

В период рассвета панк-рока, диско, альбом «Money For Nothing» не затерялся в хит-парадах, а стал классическим. На протяжении заглавной композиции «Sultans Swing» Нофлер исполняет пару соло, которые поистине являются образчиком вкуса и мастерства: они мелодичны и, что очень важно, в них однозначно читается гармония, на которую играются соло. Свинг на кончиках пальцев. Несмотря на то, что Марк играет в правой руке пальцами, я буду рассматривать вариант исполнения медиатором. 

Соло 1

Гармония первого соло не является сложной, но она достаточно развита. С первых тактов соло звучат блюзовые ноты, то есть пониженная 5-ая ступень ре-минорной пентатоники, после чего звучание успокаивается ноной из ре-минор натурального. 

В 3-м такте аккорд ля обыгрывается ля мажорным арпеджио в 9-й позиции, затем играется ре-минорная вертикаль. 
В 7-м такте очень важны приглушённые ноты, которые добавляют ритмической остроты в звучание партии гитары. Этот приём является визитной карточкой фирменного стиля. 

9-й такт – исполняется фраза, типичная для стиля «кантри». Разумеется, её стоит взять на вооружение, но пользоваться ею нужно очень аккуратно, сообразно стилю, в котором вы играете. Стоит использовать лишь идею фразы, а не копировать её, хотя в джазовой практике считается хорошим тоном использование цитат из соло или тем мастеров.

Идея вышеприведённой фразы заключается в том, что нота соль — 9-я ступень фа-мажора натурального — при помощи подтяжки переходит в большую терцию — ля через блюзовую ноту ля бемоль. При этом наверху звучат гармонически тоника и квинта фа-мажорного трезвучия. В результате созвучие (соль  — до — ля) плавно переходит в трезвучие (ля — до — фа) с явным блюзовым оттенком. 

11-й такт — вновь используется до-мажорное арпеджио, после чего обилию вертикалей противопоставляется типично блюзовая фраза. Причём на аккорды си-бемоль-мажор и ре минор она звучит не агрессивно, но при использовании более статичной гармонии эта фраза приобретает роковый характер. 

Заканчивают соло две похожие фразы, основанные опять-таки на арпеджио си бемоль и до мажор. Последняя фраза повторяет материал девятого такта, только в изменённом виде.

 

Соло 2

Гармония второго соло основана на трёх аккордах, но зато оно более сложное в техническом плане. Я бы советовал не проходить мимо этого произведения, в том числе музыкантам, которые проповедуют более тяжёлую музыку и, стряхнув с себя металлическую пыль, сыграть его. Уверяю, вы найдёте для себя много нового и необычного. В 3-м такте, при исполнении до мажорной пентатоники, обратите внимание на точность игры легато от начала и до конца фразы, особенно на нижних струнах. В четвёртом такте точно сыграйте приглушённые ноты. Для этого поставьте 1, 2 и 4 пальцы левой руки соответственно на 6, 8 и 10 лады, не дожимая их до грифа, сыграйте приглушённые ноты, затем, нажав все три пальца одновременно, исполните оставшиеся приёмы (P и H). По-моему, такой вариант исполнения фразы наиболее точно соответствует стилю. Обилие легато сложно исполнять в медленном темпе. В быстром темпе фраза звучит необыкновенно легко, а отсутствие ударов медиатором добавляет стильности звучанию. 

В 7-м такте, как модно сейчас говорить, наступает «жесть». Очень простая музыкальная фраза трудно исполняется. Прежде всего, играйте её медленно, обращая внимание на чистоту исполнения вертушек. Правая рука при этом не должна выписывать кренделя над струнами, все её движения точны и экономны. Медленное исполнение поможет вам контролировать правую руку и добиваться ровного звучания. Помните, что конечный результат — это звук. Если его нет или он не очень хорош, то любой темп, в котором вы играете, ровным счетом ничего не значит. После сложных вертушек, в 9-ом такте звучит не менее сложная замечательная фраза, основанная на ре-минорной пентатонике. 

Ниже приведены два варианта исполнения этой фразы правой рукой. Каждый из вас может выбрать приемлемый для себя способ:

Первый вариант — с использованием свободных от медиатора пальцев правой руки. Используется классическое обозначение пальцев p i m a. Медиатор держите в пальцах p i, а свободными пальцами m a играете, соответственно, по струнам. Такой способ наиболее приближен к стилистике Нофлера.

Второй вариант —  это классический переменный штрих. Хорош для музыкантов, которые делают упор на моторность правой руки. Этот способ менее чувственный, но хорош в плане ровности звучания.

Третий вариант —  для музыкантов, которые активно используют скольжение (swip). Этот способ привносит некоторое джазовое звучание в манере Фрэнка Гамбали. 10,12-й такты – это шумовые эффекты, характерные для стиля Нофлера, затем вертушки, звучащие сообразно гармонии.

Ниже приведены два варианта исполнения вертушек правой рукой:

В первом варианте при исполнении необходимо использовать swip на нотах ля и ре. При исполнении swip велика вероятность неровной игры. Кроме того, третья нота каждой вертушки —  ля — после исполнения должна глушиться (например, большим пальцем правой руки). Этот вариант исполнения имеет неоспоримое преимущество: любой быстрый темп. Второй вариант более прост в технологии. Ровного звучания вертушек вы добьётесь легко, а вот с темпом возникнут проблемы. Работать над вертушками в обоих вариантах необходимо только в медленном темпе. Заканчивается соло порханием по ступеням до мажорной пентатонике. 

В заключение пожелаю вам усидчивости и настойчивости. За легкостью и изящностью звучания этой композиции скрывается работа, которую необходимо проделать, чтобы одолеть еще одну высоту на пути к гитарному совершенству.