Записаться

Следующий набор: 20 Октября

Москва, Кулаков пер. д.7 (схема проезда) +7 (495) 771-50-26

pic Акустическая гитара
pic Электрогитара
pic Бас-Гитара
pic Слайд-гитара
pic Клавишные
pic Ударные
pic Вокал
pic Домашняя студия
pic Сольфеджио
pic Уроки гитары по Skype

мастер - класс

Урок 1. Эталонное звучание обычных трезвучий

pic

Автор: Сергей Руднев, генеральный директор «Guitar College», педагог по классу гитары

Обычные аккорды в открытой позиции Am, G, C, E7... Казалось бы, что может быть лучше? Однако давайте приглядимся к ним более внимательно. Например, аккорд С, включающий в себя ноты C (тоника), E (терция), G (квинта). Всего трех звуков достаточно для того, чтобы прозвучал полноценный До-мажор. В стандартной «бардовской» аппликатуре мы обычно берём пять или шесть звуков, фактически дублируя каждый из них. В ситуации, когда вы поёте под гитару, это необходимо, потому как можно играть басы, переборы, бой и т.д., но если вы решили провести мелодию на фоне аккордов, вам понадобятся аппликатуры более мобильные, свободные от дублирующих нот.  Для решения этой проблемы давайте познакомимся с некоторыми теоретическими аспектами, которые имеют отношение к формам существования аккордов.


 

Основной вид и обращения трезвучий на примере аккорда С (трезвучие До-мажор)

 

  • Основной вид: расположение нот снизу вверх: C, E, G. Характеристики: тоника С является основанием аккорда (нижний голос или бас аккорда), терция аккорда E – средний голос, квинта аккорда – нота G – находится вверху (вершина или мелодический голос аккорда). Аккорд звучит устойчиво и однозначно, хорош для окончания или начала произведения. В буквенно-цифровой записи обозначается С.
    Полезные свойства: когда вы строите аккорд, вы набираете его от тоники вверх по терциям. Но в природе они существуют в различных вариантах (или обращениях), и идентификация этих нот в качество конкретного аккорда иногда бывает затруднительной. Поэтому полезно собрать их в терцовую вертикаль (расположив по терциям), т.е. привести к основному виду. Тогда вы сможете определить название аккорда по нижнему звуку. Например: аккорд G#, B, E (снизу вверх). Вы пытаетесь определить его как некий аккорд от ноты G#, в то время как, найдя для него терцовую вертикаль E, G#, B, вы сообразите, что это Ми-мажор. Краткую информацию о терцовой структуре аккордов, см. в приложении к уроку.

     
  • Секстаккорд (первое обращение аккорда С). Расположение нот снизу вверх: E, G, C. Характеристики: терция Е аккорда в басу (нижний голос), квинта G (средний голос), тоника С (верхний голос). По звучанию этот аккорд гораздо мягче и лиричнее аккорда С в основном виде. Если аранжировщик желает подчеркнуть, что До-мажор содержит терцию в басу, он запишет так: С/E, где знаменатель дроби будет указывать ноту нижнего голоса (бас).
    Примечание: не следует путать этот аккорд с аккордом С6 (C, E, G, A), который часто ошибочно называют секстаккордом. На самом деле – это До-мажор (C, E, G) с добавленной сесктой Ля, т.е. аккорд, содержащий четыре звука.

     
  • Квартсекстаккорд (второе обращение аккорда С). Расположение нот снизу вверх: G, C, E. Характеристики: квинта аккорда в басу – нота G, нота С в среднем голосе, нота Е – в верхнем. Звучит отчётливо-мажорно, светло, не так устойчиво, как аккорд С. В буквенно-цифровой записи, при необходимости конкретизировать бас аккорда, обозначается С/G.​


 

Примечание: в классической музыкальной теории трезвучия и их обращения имеют собственную буквенно-цифровую символику (отличную от эстрадно-джазовой системы обозначений аккордов), которую вы вряд ли найдёте в нотных изданиях. Например: основной вид – С5/3, секстаккорд – С6, квартсекстаккорд – С6/4.

Резюме: Как видите, бас аккорда существенно влияет на его окраску, и я рекомендую сравнить звучание одноимённых аккордов в обращениях с тем, чтобы различать их на слух. (См. ниже).

 

Переходим к следующему разделу.


 

Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов

 

  • Тесное расположение (ТР). Характеристики: расстояние между нотами аккорда не более кварты. Сюда входят все аккорды из предыдущей главы. Звучание: плотное, насыщенное, ниже среднего регистра – "грязь".
     
  • Широкое расположение (ШР). Характеристики: расстояние между нотами не менее кварты. Аккорды в ШР на слух – более прозрачны, благозвучны. Расстояние между крайними звуками более октавы, есть возможность проведения мелодии внутри аккорда.
     
  • Смешанное расположение (СмР). Характеристики: аккорды в СмР не имеют столь строгих ограничений, как в ТР и ШР, а по сути являются их симбиозом. Это наиболее излюбленный тип аккордового изложения в эстрадной и джазовой музыке, позволяющий свободно оперировать аккордами, содержащими четыре звука и более.

 

Однако вековые традиции классической музыки несут в себе стремление многих поколений музыкантов и композиторов к идеальному, сверхчистому, эталонному звучанию аккордовых последовательностей, что привело к появлению строгих правил и канонов под общим названием "Классическая гармония".

В современной музыке эти законы являются основой, а всё остальное и есть различия между "новым" и "старым". И, если вас в выходные тянет на природу – лес, река, травка, птички, белочки, цветочки и пр., – почему бы нам не вкусить иной первозданности, не прильнуть, так сказать, к истокам, подобно прослойке джазовых эстетов, посещающих концерты органной и симфонической музыки.

 

Как строить аккорды в широком расположении

 

Разобравшись с темой Обращения трезвучий (на примере, скажем, аккордов C, F, G), вам это сделать будет достаточно легко. Вот классический способ превращения ТР в ШР:

Берём аккорд С в ТР, ноты снизу вверх С, E, G – основной вид;

  • Извлекаем из него средний звук (нота Ми) и опускаем на октаву вниз, получаем аккорд C/E в ШР (снизу вверх E, C, G). На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3;
     
  • Теперь средний звук переносим на октаву вверх, получаем аккорд С в ШР (снизу вверх C, G, E). На гитаре: C 5/3, G3/0, E 1/0.

 

Берём секстаккорд C/E в ТР, ноты снизу вверх E, G, C;

  • Средний звук – на октаву вниз, получаем аккорд C/G (G, E, C) – C/G в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
     
  • Средний звук G – на октаву вверх, получаем C/E (E, C, G) в ШР. На гитаре: E 4/2, C 2/1, G 1/3. Этот же аккорд октавой ниже (E 6/0, C 5/3, G 3/0) звучит грязненько, хотя в контексте может быть и ничего.

 

Берём квартсекстаккорд C/G в ТР, ноты снизу вверх G, C, E;

  • Средний звук – на октаву вверх, получаем аккорд C/G (G, E, C) в ШР. На гитаре: G 6/3, E 4/2, C 2/1;
     
  • Средний звук C – на октаву вниз, получаем аккорд C (C, G, E) в ШР. На гитаре: C 5/3, G 3/0, E1/0.

 

Как видите, результаты повторяются.

 

Примечание 1: вам не стоит обременяться тем, что во что превращается, достаточно запомнить три симпатичных аккорда (я намеренно не предлагал других аппликатур), зафиксировав их в памяти, как вариации на До-мажор.

 

Примечание 2: дробями в данном разделе (и далее) я обозначаю: числитель – струна, знаменатель – лад.

 

Задание: попробуйте подобную процедуру проделать с аккордами F, G и их обращениями на участке грифа в пределах до третьего лада включительно.

 


 

Гармонизация мелодии трезвучиями в широком расположении (или убийство двух зайцев)

 

При инструментальном изложении (обработке, аранжировке) верхнему голосу аккорда, как самому слышимому поручается роль носителя мелодии. Иными словами, мелодия протекает над аккордами, включая в себя их верхние звуки (их ещё называют опорными звуками). Специально для гитаристов предлагается альтернативный вариант получения аккордов в ШР, исходя из необходимости гармонизовать ту или иную ноту мелодии, т.е. подобрать к ней аккорд.

Обнаружено, что ноты любого аккорда в ТР, читаемые снизу вверх, и набираемые на гитаре в той же последовательности, но сверху вниз, автоматически дают ШР.

 

Пример:

  • Аккорд C в ТР снизу вверх C, E, G, набираем на гитаре сверху вниз: C 2/1, E 4/2, G 6/3, т.е получаем аккорд C в ШР (это заяц №1).
     
  • Обращаем внимание на тот факт, что верхняя нота аккорда в ШР в исходном аккорде ТР была нижней. Т.е. бас превратился в мелодию.

 

Вывод: для того, чтобы гармонизовать (снабдить аккордами) нужную ноту мелодии, нужно выбрать ТР-аккорд в том обращении, когда данная нота будет внизу (это заяц №2).

 

Ещё пример: 

Гармонизуем ноту G 1/3 аккордом С.

  • Называем ноты аккорда по терциям снизу вверх: C, E, G, C, E, G, C, E, G... Это у нас ТР.
     
  • Затем выбираем три ноты, в которых G будет нижней: G, C, E.
     
  • Набираем эти ноты на гитаре сверху вниз: G 1/3, C 2/1, E 4/2.

 

Готово. Аккорд С содержит в мелодии ноту G.

 

 

Далее: гармонизуем эту ноту аккордом G.

  • G, H, D, G, H, D.…
     
  • Выбираем... Собственно, и выбирать нечего.
     
  • На гитаре: G 1/3, H 2/0, D 4/0.

 

Готово. Аккорд G в ШР с нотой G в мелодии.

 

 

Далее: гармонизуем ноту G аккордом Em (Ми-минор).

  • Называем: E, G, H, E, G, H…
     
  • Выбираем G, H, E.
     
  • На гитаре: G 1/3, H 2/0, E 4/2.

 

Готово. Аккорд Em в ШР содержит в мелодии ноту G.

 

Примечание: для гармонизации выбираются только те аккорды, в которых имеется гармонизуемая нота.

 

Задание: гармонизовать гамму До-мажор: 2/1, 2/3, 1/0, 1/1, 1/3, 1/5, 1/7, 1/8 аккордами в ШР:

 

  • До-мажор (C, E, G), Фа-мажор (F, A, C), Соль-мажор (C, H, D).
     
  • Ля-минор (A, C, E), Ре-минор (D, F, A), Ми-минор (E, G, H).

 

Правильное решение этих задачек будет дано позднее. В случае затруднений, обращайтесь через форму обратной связи в разделе «Контакты».

 

P.S. Обещанное приложение:

Правило: аккорд – несколько звуков, расположенных по терциям. Что есть терция, спросите вы. Отвечу: в переводе с латинского – это просто три.

Дело в том, что в музыке принят латинский счёт, т.е. один – прима, два – секунда, три – терция, четыре – кварта, пять – квинта, шесть – секста, семь – септима, восемь – октава, девять – нона и т.д. Так вот, если мы пронумируем белоклавишный звукоряд,

До  Ре Ми Фа Соль Ля Си До

C    D    E    F    G    A    H    C

1     2    3    4     5     6     7    8

 

и начнём считать от До, третьей окажется Ми, от Ми – третьей будет Соль, от Соль – третья Си и т.д. Если мы говорим о простейших аккордах, т.е. трезвучиях, то, соответственно, в аккорд входят номера 1, 3, 5. (Названия см. выше). Привожу терцовый ряд, где три любых ноты слева направо будут являться аккордом.

 

 

 

*Прим. в аккорде Си-минор третьим звуком будет нота F# (Фа-Диез).

Данная информация является лишь напоминанием для тех, кто имеет (или имел) знания по Элементарной теории музыки. А тем, для кого назначение знаков альтерации, равно как и остальные азы в данной области, ни о чём не говорят, советую набраться терпения и приобрести учебник С.Попова "Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста". Также, начальные сведения вы можете найти в сборнике ОМ-1. См. каталог GC.

Кроме того, эти сведения вы можете почерпнуть в Учебном центре «Guitar College». Тел.: 8 (495) 771-50-26


 

 

Практика

 

В предверии наступающего Нового 2010 года предлагаю совместить приятное с полезным, - гармонизовав культовую композицию "В лесу родилась ёлочка". Тональность до-мажор.

При обработке мелодии не следует гармонизовывать каждую ноту. Пульсация гармонии сопоставима с пульсацией метра, т.е. чередования сильных и слабых долей такта. Аккорды появляются и меняются на сильном времени, например: в размере 3/4 - на "раз"; в размере 4/4 - на "раз", "три" (или только на "раз"); в размере 2/4 - на "раз". Разумеется, часто аккорды выдерживаются на протяжении нескольких тактов, но законы гармонического пульса всегда остаются в силе, и нарушение этих законов создаёт впечатление неполноценной аранжировки (существует немало исключений и даже целенаправленное изменение гармонизованных долей, но всё это оправданно художественной задачей или необходимостью).

В данном примере в размере 2/4 гармонизованны ноты, приходящиеся на ударные доли такта ("раз", "два"). Гармонизация слабой доли ("два") есть необходимость, вызванная тем, что, например, нота "ре" в первом такте требует собственного аккорда, будучи ударной, а в случае отсутствия аккорда G звучание "ре" на аккорде C будет менее удачным, хотя при желании можно оставить один аккорд в такте на "раз".

В гармонизации использованы три аккорда C - тоника (T), F - субдоминанта (S) и G - доминанта (D) тональности до-мажор. Вариантов гармонизации данной мелодии немало, вплоть до использования сложных джазовых аккордов и различных замен, но для иллюстрации метода ограничимся этим минимумом.

 

Скачать Ёлочку