мастер - класс
Рик Эмметт. Как извлечь пользу из занятий музыкой
Как извлечь пользу из занятий музыкой
Рик Эмметт – известный джазовый гитарист. Начал музыкальную карьеру в середине 1970-х годов в качестве гитариста и вокалиста канадской группы «Triumph», три альбома которой становились платиновыми в Канаде и занимали вершины хит-парадов в США. С 1988 года начал сольную карьеру и на сегодняшний день является признанным мастером с мировым именем. Автор ряда публикаций и учебных пособий, посвященных технике гитарной игры.
Бытует мнение, что среди больших музыкантов, самоучек столько же, сколько и закончивших разные учебные заведения. Так ли это? По моему мнению, начинающий музыкант только выигрывает от сочетания этих подходов, и великие учителя (и талантливые студенты) знают это. Спор между сторонниками двух этих методов (технически-академически-читательно-писательного и инстинктивно-само-учительного-духовно-уховного) напоминает бурю в стакане воды.
Мы включаемся в учебный процесс, называемый «практикой», чтобы развить свои физические, умственные и эмоциональные способности, которые помогают нам оформить музыку в том виде и качестве, которые мы в состоянии себе представить. Для этого нужно создать условия, близкие к идеальным. Конечно, не всегда удается сделать то, что хотелось бы, но к этому нужно стремиться, иначе можно и не достигнуть желаемого результата.
Однако, приступая к практическим упражнениям, не стоит ставить идеальные условия занятий во главу угла, — гораздо важнее ваша нацеленность на формирование таких качеств, как самодисциплина, сосредоточенность и усидчивость. Контролируйте и анализируйте то, что вы делаете.
Но все же, если мы говорим об идеальных условиях для занятий (Идеальных! Не расстраивайтесь, если реальность отличается от ваших возможностей), какими они могли бы быть? Тихое место, хорошо освещаемое и хорошо вентилируемое, где ничто не отвлекает, стоит все необходимое оборудование (любимая гитара с ремнем, пюпитр, метроном, запасные медиаторы, струны и разный учебный материал: книги, нотная бумага, карандаш, ластик, записная книжка). Конечно, не помешает здесь и магнитофон. Вы можете записать себе аккомпанемент, а затем импровизировать под него. Очень полезно записать собственную игру, а затем прослушать получившийся результат. Вы сможете услышать себя «со стороны», проанализировать проблемные места, лучше понять, на чем следует сосредоточить внимание. Это, может, и не очень приятный, зато продуктивный процесс. Также попробуйте снять себя на видео.
Зачем нужна записная книжка? Затем, что вы, как прилежный студент, должны записывать все вопросы, возникающие у вас в процессе занятий. Кроме того, не мешает фиксировать все интересные, потенциально ценные мысли. Также необходимо записывать ежедневный гибкий план занятий. Он может выглядеть примерно так:
- Настройка инструмента
- Разминка
- Гаммы
- Арпеджио
- Основные механистические упражнения
- Новые технические приемы
- Мелодии и фрагменты
- Сосредоточение на проблемах (ритмо-метр, скорость, фразировка, сложные аккордовые последовательности, смена позиций и т.д.)
- Чтение с листа
- Импровизация
- Разное (то, над чем не приходится работать на каждом занятии, но к чему регулярно возвращаешься: теория, гармония, сольфеджио, транскрипция и анализ)
Естественно, приведенный пример не является универсальным, он может быть скорректирован в соответствии с вашими потребностями и временем, которое вы готовы выделить. Иногда бывает достаточно и получаса, проведенного с пользой, но обычно хорошее занятие укладывается в диапазон от часа до четырех. Занятия, бывает, длятся и дольше, но это с учетом перерывов и перекусов (с целью сохранения хорошей формы и настроя). Не повредите себе продолжительными беспрерывными повторениями трудных пассажей. Поговорка «без труда не выловишь рыбку из пруда» не подразумевает садомазохистского гитаризма. Давайте вашим рукам, пальцам, запястьям возможность восстановиться после того, как их ресурсы исчерпаны.
Второй план, который нужно иметь, — это план долгосрочный. В нем должны быть намечены цели, которые позволят вам проследить ваш прогресс. Здесь могут быть такие записи: «закончить 4-й том книги Мэла Бэя к Рождеству» [1] или «выучить «Jesu» Баха к пасхе» или «научиться читать с листа в позициях к следующему Новому Году» (четыре времени года дают прекрасную естественную систему отсчета). Посоветуйтесь со своим преподавателем, если таковой имеется, реальны ли для вас эти цели.
За каждодневной работой над техникой: исполнением гамм, арпеджио и пассажей, не забывайте о вашей главной цели – исполнении Музыки. Слушайте других исполнителей, будьте открыты свежим идеям, ищите новых впечатлений.
Вот хороший пример разницы между упражнениями и исполнением музыки: студент исполняет фрагмент и спотыкается в определенном месте. Он начинает снова и снова, чтобы вновь потерпеть неудачу в том же месте. Вместо этого нужно выделить трудное место и отработать его — сначала медленно, а затем постепенно доводя темп до нужного. Это и есть упражнения. Затем, соединив этот кусок с остальным, готовым материалом, можно приступить к исполнению, обращая внимание только на проблемы интерпретации, динамики и т.д.
Найдите хорошего преподавателя, подходящего для вас: компетентного в том, что вас интересует, достаточно твердого, чтобы научить вас самодисциплине, и достаточно чуткого, чтобы помочь найти вам вашу музыкальную индивидуальность. Талантливый, опытный учитель сделает ваши занятия увлекательным путешествием, а не тяжкой трудной диетой.
Как извлечь максимум пользы из занятий?
Будьте хорошим студентом. Старайтесь быть отдохнувшим и бодрым, в общем, как говорят бойскауты: «Будь готов!» Принесите на урок записную книжку, полную вопросов, которые возникли у вас при подготовке домашнего задания, и будьте сосредоточены, когда педагог дает на них ответы. Не тратьте время на ненужный треп.
В моей домашней библиотеке есть некоторые книги Барри Гэлбрайта [2], все книги Теда Грина, потрепанные копии книг Микки Бэйкера по джазовой гитаре и книга «Solo Guitar Playing» by Frederick Noad (Schirmer). Для продвинутых студентов я могу предложить:
- The Advancing Guitarist by Mick Goodrick (Hal Leonard)
- Improvisation And Performance Techniques For Classical And Acoustic Guitar by Ralph Towner (21st Century Music).
И в заключение: в жизни, на практике и в конце этой статьи не забудь поиграть и кайфануть.
[1] Речь идет об одном из учебников по гитарной технике и музыкальной теории
[2] Одна из работ Барри Гэлбрайта «Басовая линия в аккомпанементе» включена в сборник «Special Jazz-2» издательства Guitar College.