pic Акустическая гитара
pic Электрогитара
pic Бас-Гитара
pic Слайд-гитара
pic Клавишные
pic Ударные
pic Вокал
pic Домашняя студия
pic Сольфеджио
pic Уроки гитары по Skype

мастер - класс

Майк Маршалл. Гитара. Игра правой рукой

pic

Гитара. Техника игры правой рукой

 

Майк Маршалл – американский музыкант мультиинструменталист, педагог, автор многих публикаций и учебных видео по технике игры на гитаре. 

 

Когда великого джазового скрипача Стефана Грапелли (Stephane Grappelli) попросили объяснить свою технику игры, он глубокомысленно заметил: «Смычок должен ходить взад и вперед». И как он оказался прав! Но если для праздного слушателя или любителя музыки важен конечный результат, то для профессионала важно понять «как это сделано», ведь именно качество звука, манера и стиль являются визитной карточкой, делающей музыканта узнаваемым и уникальным. Для скрипачей, гитаристов, да и для всех музыкантов, важнейшей задачей является хороший звук, поэтому технике звукоизвлечения музыканты уделяют так много времени и внимания.

А как со звуком у вас? Совпадает ли музыка, звучащая у вас в голове, с тем, что вы извлекаете из своего инструмента?
Если вы играете медиатором, давайте разберемся, что именно делает ваша правая рука:

 

  • Извлекает звук
     
  • Контролирует продолжительность звука и момент глушения
     
  • Регулирует силу звука, т.е. отвечает за выразительность вашей мелодии
     
  • Качество звукоизвлечения (атаки) — тоже её прерогатива 

 

Каковы же составляющие хорошей техники правой руки?
 

 

Концентрация внимания


Вы должны помнить, что игра медиатором — это тонкая работа, требующая концентрации внимания, поддерживать которую продолжительное не всегда удается. Думаете ли вы о чем-нибудь постороннем, например, о важном телефонном звонке? Но, несмотря на то, что правая рука находится в центре вашего внимания, вы должны помнить обо всех элементах, влияющих на звук.

 

 

Инструмент


Все ли сделано в плане регулировки и отстройки вашего инструмента (высота струн, мензура, длина ремня, толщина струн и пр.), то есть, те вещи, которые должны обеспечить вам максимальный комфорт?

 

 

Материал


Если вы беретесь разучивать произведение, вы должны быть к этому готовы: 

  • Эмоционально. Произведение должно быть хорошо вам известно, причем желательно, в нескольких вариантах исполнения. Оно должно вам нравиться. Вы должны представлять все нюансы и оттенки, передающие настроение и энергию выбранной композиции.
     
  • Технически. Выбирая произведение, значительно превосходящее ваши технические возможности, вы обрекаете себя на длительный малорезультативный труд или разочарования оттого, что оригинальный темп этой композиции в обозримом будущем вам недоступен. 

 

 

Звук


Если у вас есть хороший педагог, который может не только исполнить, но и внятно объяснить и показать, что к чему — вам повезло. Если же нет — у вас есть уши, и вам придется копать самому. Внимательно слушайте произведение и пытайтесь прочувствовать и запомнить, с каким звуком играется та или иная фраза и даже нота. Это поможет вам точнее воспроизвести такой же звук, тембр и такую же интенсивность на вашем инструменте. Если вы находитесь в начале пути, рекомендую начинать с гитары акустической. 

Я не могу настаивать на утверждении, что то, что подходит одному, обязательно подходит другому. Наверное, нужно делать то, что кажется правильным и удобным для вас. Я думаю, не стоит иметь предубеждение в том, что технически верно или неверно. Нет точной инструкции, как должна располагаться ваша кисть, рука или нога в процессе игры.

Теперь, когда вы сосредоточились и заняли удобную позу, приступим к упражнениям. Начнем с простейшего, известного всем струнникам: играть на каждой из открытых струн движением медиатора вниз (упражнения 1 и 2). Ваша левая рука может отдохнуть. Она нам пока не нужна.

Проиграйте упражнения 1 и 2, используя прием «апояндо». После удара медиатор должен упереться в следующую струну. Эта техника дает сильный звук и ощущение опоры. Послушайте разницу между такой игрой и обычной, где вы избегаете касания следующей струны:

Далее оцените разницу в звучании при игре медиатором у подставки и у грифа (фото ниже). У грифа ощущается меньшее натяжение струн, и поэтому звук более глубокий и округлый. У подставки натяжение больше, а звук резче и ярче.

В процессе этих упражнений вы можете варьировать положение правой руки, как показано на фото. Сперва попробуйте касаться корпуса гитары мизинцем и безымянным пальцами. Многие музыканты используют этот прием для опоры.

Вы можете опереть подушку ладони на подставку (фото слева). При этом кисть смещается вниз при движении от 6-й к 1-й струне. Далее вы можете зацепиться мизинцем и безымянным пальцем за верхние струны, засунуть согнутый мизинец под 1-ю струну. Этот не совсем обычный способ иногда бывает весьма удобным (фото справа). Конечно, он не используется при игре на верхних струнах!

  

Затем есть позиция, когда правая рука находится в подвешенном состоянии, без опоры:

В основном я пользуюсь приемом, изображенном на фото №4. Мне кажется, это обеспечивает хорошую опору для мощного ровного удара. Но я использую и другие постановки. Все сказанное выше применяется в разных стилях для достижения разного звука. Я советую вам попробовать все приемы, чтобы определить, как они влияют на ваш звук. 

Вам может показаться, что одна из позиций наиболее удобна. А что касается остальных, то не мешает всегда помнить, что, возможно, вы не использовали всех своих возможностей для освоения новых приемов. Что ж, практикуйтесь!

Теперь попробуйте извлекать звук движением медиатора снизу вверх. Немного труднее получить хороший звук ударом снизу. Поскольку вы преодолеваете земное притяжение, удар снизу требует большего внимания, чем удар сверху. Следующая группа упражнений касается переменной игры медиатором. Я обычно использую этот прием, когда играю пассажи «восьмыми» нотами. На сильную долю — удар сверху, на слабую — снизу (упражнение 3):

Для следующего упражнения нам придется подключить левую руку:

При работе над этими упражнениями необходимо добиваться ровного звука. Одинаков ли звук при ударах сверху и снизу? Посмотрите на работу левой руки. Прижата ли струна в момент удара медиатором? Попробуйте более сложное для левой руки упражнение 5. Обратите внимание на то, чтобы струны были как следует прижаты, а также чтобы звук при ударе снизу был таким же сильным, как при ударе сверху.

Вот один из центральных вопросов техники правой руки: напряжен или расслаблен должен быть музыкант в процессе игры? Общее мнение гласит, что любое напряжение вредно. Это верно, и я обычно соглашаюсь с тем, что большинству музыкантов необходимо остыть и расслабиться перед игрой. Но небольшое напряжение принесет пользу, если его применить в нужный момент и правильным образом. Оно может добавить экспрессии и интенсивности вашей музыке.

Напряжение расширит ваш динамический диапазон, если вы играете громче и с дополнительной силой. В качестве упражнения попробуйте поиграть сначала с максимальным напряжением, а затем — с максимальным расслаблением правой руки. Работая над примерами, постепенно ослабляйте давление на медиатор до тех пор, пока он не начнет вываливаться из пальцев. 

Затем, играя любой из примеров, сжимайте медиатор все крепче и крепче до тех пор, пока вся рука не станет скованной, и практически неподвижной. Теперь, когда у вас есть ощущение обеих крайностей, проследите изменения звука при постепенном напряжении и ослаблении кисти. Как ведет себя при этом ваша рука? Как это влияет на ваше внимание? Насколько надо сжимать или ослаблять медиатор, чтобы звук был громким или более мягким? Я думаю, что все великие музыканты используют немного напряжения, поэтому его влияние не стоит считать целиком отрицательным. Мне кажется, что здесь дело в чувстве меры и во вкусе.

Теперь перейдем к интересному упражнению на скачки (упражнение 6). Выберите «опорную» струну и играйте то на ней, то на остальных струнах, последовательно их чередуя. Это очень важно для развития техники скачков. Отметьте, как двигается правая рука при переходе со струны на струну.

Угол наклона медиатора сильно влияет на звук и скорость. Если вы играете все время параллельно струнам, то вы обнаружите, что иногда площадь соприкосновения струны с медиатором слишком велика. Этого можно избежать, меняя угол атаки медиатора. Попробуйте вращать внешнее ребро медиатора по часовой стрелке и против. Положение большого пальца будет меняться в соответствии с изменением угла. Я предпочитаю опускать передний край медиатора, как показано на фото №3. Под таким углом звук полнее, а медиатор быстрее соскальзывает со струны. Попробуйте разные варианты и выберите удобный для вас.

Когда пассаж начинается со слабой доли, вам надо убедиться в том, что медиатор будет двигаться в нужном направлении. Для этого проиграйте упражнение 7, обращая внимание на направление удара медиатора, указанное в табулатуре. Вы начинаете ударом снизу, потому что фраза начинается со слабой доли. Если это для вас естественно, то все в порядке. Но многим из нас нужно сейчас проверить, так ли это, потому что это на самом деле важно.

Если вы играете какую-либо мелодию некоторое время и полностью ее знаете, но страшитесь того единственного пассажа, на котором все время спотыкаетесь, то оторвитесь от чтения статьи и проверьте правильность движения вашей руки. Посмотрите, все ли удары медиатора производятся в нужном направлении. Так вы можете значительно продвинуться вперед, просто разобравшись со штрихами.

Старайтесь отстукивать ногой сильную долю, медленно проигрывая трудное место. Особое внимание уделите синкопам. Отстукивая ногой ритм, согласуйте удар вниз с сильной долей, а положение «нога поднята» — со слабой. Продолжайте так некоторое время, а потом забудьте об этом и просто играйте.

Всегда рассматривайте технику как средство выражения вашей музыки, а не как самоцель. Музыка должна исходить из вашей души, а не из пальцев.

 

Статья опубликована в сборнике «Общемузыкальный-1» издательства Guitar College.