pic Акустическая гитара
pic Электрогитара
pic Бас-Гитара
pic Слайд-гитара
pic Клавишные
pic Ударные
pic Вокал
pic Домашняя студия
pic Сольфеджио
pic Уроки гитары по Skype

мастер - класс

Том Дартер. Чтение музыки

pic

Чтение музыки

 

Том Дартер – профессор музыкальной композиции Корнелльского Университета (Cornell University), автор двух рубрик в журнале «Guitar Player» («Гармония» и «Семинар по музыкальной теории»), редактор журнала «Keyboard Magazine».

 

Некоторые гитаристы не считают нужным тратить время на то, чтобы научиться читать ноты, предпочитая сосредоточиться на отработке техники игры. Но если вы хотите самосовершенствоваться, использовать богатейшие ресурсы доступного методического материала, легко впитывать новые музыкальные идеи, научиться записывать собственные мысли и взаимодействовать с другими музыкантами на профессиональном уровне, то вам обязательно стоит овладеть навыками чтения нот.

Музыкальная теория часто пугает гитаристов до такой степени, что они либо вообще не пытаются ее освоить, либо сдаются, дойдя до первого камня преткновения. В основном эти неудачи связаны с обилием специальной терминологии и чрезмерной академичностью, с которой подается новый материал. Как правило, студент пытается запомнить ноты на грифе гитары, не вникая в закономерности взаимодействия нотной записи и инструмента.

Тщательное изучение музыкальной нотации не является целью данной статьи — этой теме посвящено множество многотомных трудов. Но мы хотели бы прояснить для вас такие термины, как ключевые знаки, знаки альтерации, октавные транспозиции. Надеемся, это станет первым шагом к пониманию музыкальной теории и поможет вам продвинуться вперед и побороть неудачи.

Вы обратили внимание на то, что эта статья не называется «Как читать музыку для гитары?» Это потому, что учиться читать музыку, написанную для какого-то отдельного инструмента, — все равно, что учиться нажимать на кнопки. А нажимание кнопок для гитариста, из-за природы его инструмента, является трудным и запутанным занятием. Данная статья поможет вам разобраться с этой путаницей и покажет, каким образом ноты в музыкальной записи соответствуют струнам и ладам гитары. Также мы представим основные термины, используемые при чтении музыки, а кроме того, покажем, как разобраться в ритмических обозначениях.

На клавишном инструменте нет неопределенности между записанной нотой и нотой, которая должна звучать. Когда пианист видит некоторую ноту, он может взять ее лишь в одном конкретном месте. Другого такого однозначного инструмента, пожалуй, нет. Духовые инструменты имеют альтернативную аппликатуру для многих нот (то есть, сыграть их можно более чем одним способом).

Гитаристы же находятся в еще более сложной ситуации. Поскольку диапазоны струн накладываются друг на друга, то обычно существует несколько способов сыграть данную ноту. Например, есть 5 способов взять ноту Е (ми): открытая первая струна; 2-я струна 5-й лад; 3-я струна 9-й лад; 4-я струна 14-й лад; 5-я струна 19-й лад. Гитаристам приходится труднее при обучении чтению музыки методом «нахождения кнопок», т.к. в нотации зачастую не указан способ извлечения ноты (то есть, не показано место на грифе).
Это одна из причин популярности табулатуры, так как в ней указана струна и лад для каждой ноты, а значит, не возникает двусмысленности относительно того, как играть данный конкретный пассаж. Все, что вам остается — это повторять показанное в табулатуре движение до тех пор, пока вы его не освоите. Чтобы читать табулатуру, нужно приложить очень незначительные усилия. Табулатура — это предельный вариант метода «нахождения кнопок», т.к. в большинстве случаев вам даже не дают самих нот или их длительностей. Читая табулатуру, практически невозможно представить взаимоотношения между нотами.

«Нажимать кнопки» — это все равно, что изучать язык фонетическим способом: вы можете говорить, глядя на отпечатанную страницу, и люди, которые знают язык, поймут то, что вы говорите. Они — да, но вы — нет. Вы будете просто извлекать набор звуков, в соответствии с вашими знаниями. А чтобы действительно читать музыку, вам необходимо знать, что эти ноты значат, в какой они находятся взаимосвязи — другими словами, понимать, что за ними стоит. 

Мы уже говорили о том, что для каждой ноты музыкальной системы на фортепиано есть одна-единственная клавиша. Казалось бы, пианистам достаточно метода «нажимания кнопок» при чтении музыки, не правда ли? Но если вы знакомы хоть с одним пианистом, то вы знаете, что это не так. По некоторым причинам оказывается, что пианисты зачастую прекрасно читают ноты, чаще всего пишут аранжировки для оркестров, знают больше других о взаимоотношениях между нотами, аккордами и пр. Почему же так происходит? На самом деле все очень просто: конструкция их инструмента имеет самую наглядную связь с нашей нотной системой. Можно даже сказать, что наша система (такой, какой она пришла к нам через века) является продуктом «клавиатурного шовинизма».

Вот почему пианисты, очевидно, знают больше о нотной записи и о музыкальной теории. Неудивительно, что фортепиано практически всегда требуется в обычной музыкальной школе для учебного процесса. И это неплохая идея, даже если вы не собираетесь стать пианистом-виртуозом. Просто клавиатура облегчает понимание нашей нотной системы, впрочем, как и теоретического костяка западной музыки. 

Обратимся к фортепианной клавиатуре для объяснения функции нот и других элементов нотной грамоты. На грифе гитары эта система покажется вам нелогичной. Представим, что вас попросили сыграть ноты Е (ми) и F (фа), как показано в следующем нотном отрывке. 

 

Не перепутайте линейки нотного стана со струнами гитары. В отличие от табулатуры, между ними нет прямого соответствия! На гитаре вам придется сыграть Е на открытой первой струне, а затем, передвинувшись на один лад взять ноту F. Теперь предположим, что вас попросили сыграть ноты G (соль) и А (ля): 

 

 

На гитаре вам придется взять ноту G на открытой 3-ей струне, и затем перейти на два лада, чтобы сыграть ноту А. На первый взгляд эти два кусочка нотной записи очень похожи: в каждом случае происходит движение на один шаг (либо с промежутка на линейку, либо с линейки на промежуток); правда, на гитаре в первом случае на один лад, а во втором — на два лада. На фортепианной клавиатуре все эти шаги равны друг другу:

В каждом случае движение осуществляется от одной белой клавиши к другой, соседней. Здесь суть в том, что между G и А есть небольшая черная клавиша, а между Е и F ее нет. Это соответствует разнице между одним и двумя ладами на гитаре. На клавиатуре эта разница убрана с дороги, и поэтому меньше путаницы.

Наша система нотации на нотоносце строится вокруг тональности С-мажор (до-мажор), и то же самое происходит на клавиатуре — две реализации одной структуры. Наш музыкальный язык состоит из нот. Основные ноты располагаются в алфавитном порядке от А (ля) до G (соль): А, В, С, D, Е, F, G («ля», «си», «до», «ре», «ми», «фа», «соль» — соответственно) и затем повторяются. Это, конечно, еще не все возможные ноты, это — основные. Названия нот повторяют себя в определенном порядке: циклом является октава. 

Октава — это основной музыкальный интервал и фундаментальное понятие музыкальной теории. Две ноты, находящиеся на расстоянии октавы друг от друга, имеют одно и то же название (кроме того, между ними существует точное математическое соответствие: если частота нижней ноты, скажем 200 Гц, то нота октавой выше имеет частоту в два раза большую 400 Гц). Таким образом, октава является краеугольным камнем нашей музыкальной системы.

Октавы легко видеть на клавиатуре. Существует период расположения черных клавиш — две, затем пропуск, затем три, затем пропуск и далее так же. Каждый раз, проходя один такой период, вы перемещаетесь на одну октаву. Естественно, когда вы идете вправо по клавиатуре, ноты звучат выше, когда идете влево — ниже:

Теперь обозначим этот период названиями основных нот. Посмотрите на белую клавишу, лежащую слева от двух черных. Это нота С (до). Во всех других периодах белая клавиша, лежащая слева от двух черных, так же является нотой С, но уже в другой октаве:

Вот полный набор названий основных нот, показанный на фортепианной клавиатуре:

С-мажорную гамму очень легко определить: она играется по белым клавишам от С до С. Все «другие» (неосновные) ноты отодвигаются в сторону. Для сравнения, приведен один из способов исполнения С-мажорной гаммы на гитарном грифе: 

Вернемся к клавишам. «Другие» ноты, представленные черными клавишами, соответствуют «другим» ладам, — тем, которые вы пропускаете, играя С-мажорную гамму. Хотя, из-за того, что клавиатура так привязана к С-мажору, пианистам приходится учить для каждой, например, мажорной гаммы свою аппликатуру, учитывающую несимметричность расположения нот на клавиатуре. На гитаре, однако, в одной аппликатуре можно сыграть одну и ту же гамму, просто передвигая позицию вверх или вниз по грифу, чтобы начать с нужной ноты. Это замечательное свойство, вероятно, является примером собственного «гитарного шовинизма».

Итак, вы узнали способ расположения основных нот на клавиатуре и на грифе. Теперь пришло время посмотреть на эти ноты на нотном стане и увидеть, как записывается музыка. Нотоносец состоит из пяти линеек и четырех промежутков. Сам по себе он представляет просто решетку, не имеющую точки отсчета. Точку отсчета представляет небольшой крючок, стоящий в начале нотной строки и называемый ключом. Два наиболее распространенных ключа — скрипичный и басовый. Их названия подсказывают вам их способ действия. Скрипичный ключ используется в диапазоне таких инструментов, как гитара, флейта, кларнет, труба и скрипка. Басовый используется при записи партий таких инструментов, как бас-гитара, тромбон, труба, виолончель и контрабас. При записи нот для фортепиано используются оба ключа на двух нотоносцах, соединенных скобкой (скрипичный ключ на верхнем нотном стане, а басовый — на нижнем). Это иногда называется большим нотоносцем: 

Какую же систему отсчета предполагает скрипичный ключ? Возможно, лучшим объяснением будет само его название —  «ключ G». Его форма получилась из ноты соль (это легко увидеть); более важно, однако, то, что он нарисован так, чтобы указать расположение ноты G на нотоносце. Посмотрите внимательно на рисунок выше: скрипичный ключ как будто бы окружает вторую линейку снизу, пересекая ее при этом четыре раза. При скрипичном ключе на этой линейке располагается нота G. Другими словами, если вы рисуете ноту на второй линейке, то эта нота —  G. 

Нотный стан чем-то похож на лестницу. Вы можете писать на пяти линейках или между ними. Всякий раз, поднимаясь вверх, вы переходите к более высокой ноте, а опускаясь вниз — к более низкой. Так, если от ноты G на второй линейке вы переходите к промежутку, расположенному выше, то вы двигаетесь от G к А. Двигаясь таким образом вверх (линейка, промежуток, линейка, промежуток и т. д.), мы получим последовательность нот: 

Двигаясь вниз от второй линейки мы перейдем от G к F, а затем к Е на первой линейке:

Если мы хотим выйти за пределы нотоносца, мы начнем с того, что одну ноту подвесим снизу от нотного стана, а другую положим на него сверху. Эти две ноты — D (снизу) и G (сверху). Затем мы расширяем нотоносец, добавляя небольшие черточки — дополнительные линейки — в обоих направлениях. На первой добавочной линейке сверху от нотоносца (при скрипичном ключе) располагается нота А; на первой снизу — нота С. На следующем рисунке  показаны эти четыре дополнительные ноты:

Далее вы можете прибавлять добавочные линейки, между которыми будут добавочные промежутки. Вы увидите, что такая система отлично сочетается с расположением клавиатуры. Каждый раз, когда мы двигаемся на одну ступень по лестнице нотоносца, мы переходим от одной белой клавиши к другой. На следующем рисунке показано, как это выглядит на клавиатуре, и на гитарном грифе (опять для сравнения):

Прежде чем перейти к «другим нотам» (представленным ладами на грифе, не входящими в С-мажорную гамму, и черными клавишами на клавиатуре), давайте поближе познакомимся с басовым ключом, иногда называемым «ключом F». Вновь символ был получен из соответствующей буквы, но связь здесь не столь очевидна; возможно, вы сможете представить декоративную букву F, которая развернута. Она привлекает наше внимание к четвертой линейке нотоносца, которая проходит между двумя точками, и на которой расположена головка ключа. На этой четвертой линейке, при басовом ключе, располагается нота F:

От этой основной точки отсчета вы двигаетесь вверх и вниз по нотоносцу, где каждая следующая ступенька лестницы соответствует новой ноте. Вот диаграмма грифа бас-гитары:

Для обучения чтению музыки существует много маленьких хитростей и мнемонических приемов, помогающих запомнить нужные последовательности. Я уверен, что вы знаете названия четырех нот, находящихся в промежутках нотоносца при скрипичном ключе — FACE (по-английски – «лицо»). Вы можете запомнить ноты, расположенные на линейках, выучив предложение «Every Good Boy Does Fine». Вот эти способы запоминания, плюс еще два для басового ключа:

В разговоре о точках отсчета, определяемых ключами, мы забыли один момент: при данном ключе вы знаете, как называется каждая нота на нотоносце (например, в третьем промежутке, при скрипичном ключе, находится нота С). Однако в музыкальной системе есть несколько нот С. Какую нужно играть, когда вы видите С в третьем промежутке при скрипичном ключе?

Гитара и бас-гитара являются инструментами, транспонирующими на октаву. Другими словами, музыка для них записывается октавой выше, чем она звучит на самом деле. Если, например, вы увидели ноту С в третьем промежутке при скрипичном ключе, то вы должны сыграть ее одним из следующих способов:

Нота, которую вы услышите, будет концертным средним С, которое для фортепиано записывается на первой добавочной линейке снизу от нотоносца, в скрипичном ключе. На следующем рисунке вы видите два обозначения ноты С:

Среднее С является, в большей или меньшей степени, точкой отсчета для концертной настройки. Техническое определение концертной настройки заключается в том, что нота А, лежащая выше среднего С, должна звучать с частотой 440 Гц. Эта константа (А-440) используется во многих современных кварцевых «тюнерах», и по ней же настраиваются симфонические оркестры. Итак, перед вами система опорных точек для гитары. Шесть открытых струн записываются в нотах следующим образом:

А вот так обозначаются в нотах четыре открытые струны бас-гитары:

Ниже показано, как эти два диапазона располагаются на фортепианной клавиатуре:

Теперь, когда вы получили представление о расположении нот, о нотоносце и о ключах, давайте поговорим о знаках альтерации, а также о взаимодействии этих элементов в организации структур тональности, ритма и тактов. На рисунке ниже тактовая черта разделяет следующую диаграмму на два такта:

Настало время объяснить, как записываются все те ноты, которые соответствуют пропущенным нами при игре С-мажорной гаммы ладам, или черным клавишам на клавиатуре. Мы по-прежнему используем семь основных названий нот, с добавлением нескольких знаков, которые позволят нам определить, как относятся эти «другие ноты» к тем, которые мы уже знаем. Эти знаки называются «диез» (#), «бемоль» (♭) и «бекар» (♮).

Диез, бемоль и бекар имеют довольно очевидные функции. Если вы ставите один из этих знаков перед нотой, то он говорит, что нужно сыграть ноту, слегка отличную от первоначальной. Если диез (#) поставлен перед нотой А, расположенной во втором промежутке нотоносца, это говорит о том, что нужно взять ноту на полтона выше А, другими словами - ноту А#.

Но минуточку! Что такое полтона? Это минимальный музыкальный интервал, который можно взять на гитаре или на фортепиано. Один лад вверх или вниз — это и есть полтона; на клавиатуре — это переход к ближайшей клавише, белой или черной.
Вернемся к нашему А#. Как я уже сказал, это нота на полтона выше, чем А. Вот как А и А# выглядят на нотоносце при скрипичном ключе на грифе и на клавиатуре: 

Бемоль работает по противоположному принципу. Если вы поставите перед нотой бемоль (♭), то ее нужно будет сыграть на полтона ниже. Итак, если мы возьмем ноту В на третьей линейке (в скрипичном ключе), и поставим перед ней бемоль, то получим ноту В♭. Вот как это выглядит:

Заметили что-нибудь необычное? Давайте еще раз взглянем на ноты А# и В♭:

Да, это одна и та же нота. В нашей системе конкретные ноты могут быть обозначены более чем одним способом; их можно обозначить либо относительно верхней ноты, либо относительно нижней. Другие примеры: С# и D♭, F# и G♭ и так далее. Это еще один аспект нашей нотной системы, вносящий путаницу. Вам придется к нему привыкнуть в процессе обучения.

А зачем же нужен бекар (♮)? Он используется для отмены диеза (или бемоля), появившегося ранее. А и А(♮) — это одно и то же. Диезы и бемоли при ключе указывают на то, что нота повышена или понижена на полтона на протяжении всей пьесы, за исключением тех случаев, когда альтерация специально отмечена знаками диез (#), бемоль (♭), бекар (♮), встречающимися непосредственно в тексте (такие случайные знаки действуют на протяжении одного такта).

Теперь у нас есть все необходимые элементы: семь основных нот (от А до G), нотный стан (точка отсчета определяется ключами), относительное или абсолютное соответствие этой точки отсчета вашему инструменту, а также символы диеза, бемоля и бекара. Но это еще не все. Мы еще не говорили о том, как долго эти ноты должны звучать, другими словами — о ритме (или о том, как читать ритмический рисунок). 

До этого момента я использовал в примерах ноты, которые называются целыми. Это название происходит от отношения к другим разновидностям нот. Оно показывает относительную продолжительность ноты во времени. Другие длительности обозначаются следующими знаковыми терминами: половина, четверть и т.д. Каждая из них обозначается соответствующей комбинацией следующих элементов: 

Один флажок обозначает восьмую ноту, два флажка —  шестнадцатую и т.д. На предыдущем и следующих рисунках представлена вся система ритмической нотации для относительных длительностей как нот, так и пауз (пауза означает период молчания). Вы, наверное, заметили, что названия длительностей нот получены из степеней числа 2 — каждая следующая большая длительность превышает предыдущую меньшую ровно в 2 раза:

Чтобы проиллюстрировать то, как играются ноты разных длительностей, давайте попробуем следующее. Во-первых, отстукивайте ногой метр как можно ровнее в умеренном темпе. Теперь на каждый удар ноги играйте четверти, используя открытую струну Е. Целые ноты (длиною в 4 доли) извлекаются на первую долю и звучат на протяжении 3-х остальных. Половинные ноты длятся 2 доли (два удара ноги). Восьмые ноты, являющиеся половиной одной четверти (2/8 равномерно укладываются в один удар ноги). Значения длительностей, кратных трем, обозначаются путем добавления к ноте одной (или двух точек). Первая точка добавляет половину длительности ноты, а вторая точка добавляет половину длительности первой точки, т.е еще четверть исходной ноты.

Ритмическая нотация является математической системой обозначения длительностей и промежутков времени в зависимости от метра и темпа игры. Метр указывается в начале пьесы с помощью размера, который определяет разбивку музыки по тактам. Размер обычно обозначается дробью и определяет две вещи: нижняя цифра указывает, какой длительности соответствует доля такта, а верхняя — сколько таких долей приходится на один такт (две, три, четыре и т.д.). Темп определяется значением на шкале метронома, а в тексте — специальными обозначениями.

Обучение чтению музыки напоминает изучение другого языка — нужно запоминать и повторять многие вещи. И вы должны проделать это самостоятельно, вам придется потрудиться. Важно научиться четко распознавать ноты на нотоносце. А если вы скомбинируете это знание с умением видеть расположение нот на вашем инструменте, то вы будете читать музыку в полном смысле этого слова.

 

Статья из сборника «Общемузыкальный-1» издательства «Guitar College».