pic Акустическая гитара
pic Электрогитара
pic Бас-Гитара
pic Слайд-гитара
pic Клавишные
pic Ударные
pic Вокал
pic Домашняя студия
pic Сольфеджио
pic Уроки гитары по Skype

мастер - класс

Эл Ди Меола. Энергичный стиль игры медиатором

pic

Энергичный стиль игры медиатором

 

Прежде чем перейти к более сложным аспектам использования медиатора, давайте остановимся на основах. Простейший способ освоить медиаторную технику — начать с игры на одной струне. Это упростит задачу и позволит сосредоточить внимание на правой руке.

Независимо от того, как вы держите медиатор, сконцентрируйтесь на экономичности движения кисти и пальцев правой руки, чтобы исключить лишние движения между ударами вверх и вниз. На любой открытой струне играйте серию ударов сверху. Перед атакой медиатор должен стоять на струне, затем —  движение, но ровно настолько, насколько это необходимо для извлечения ноты. Немедленно вернитесь в исходное положение.

Затем сыграйте то же самое, но ударом снизу вверх. Наконец, соедините оба этих способа, чтобы получился переменный штрих. Продолжайте медленно, тщательно следите за экономичностью движений. Это поможет вам совершенствовать скорость игры и чистоту звука. Убедитесь в том, что ваша рука не летает туда и обратно. Если это происходит, то ваша техника не годится для работы. Контролируйте движение руки.  

Оставаясь на одной струне, тщательно поработайте над следующим упражнением: повторяющиеся удары вниз, повторяющиеся удары вверх, переменный штрих (первый удар сверху вниз), переменный штрих (первый удар снизу вверх). Начинайте медленно и равномерно, постепенно наращивая скорость. Если вы будете играть быстрее своих возможностей, это приведет к неряшливости в технике. Бесконтрольная быстрая игра — худшая привычка, которая может развиться, и от которой труднее всего избавиться. Занятия в медленном темпе требуют дополнительного терпения, но в будущем вы увидите, что это самый эффективный метод.

Теперь, когда вы познакомились с основами переменного штриха, давайте поработаем над переходом со струны на струну. Первый шаг — движение к прилежащим струнам. Лучший способ выполнить эту задачу — играть сначала фрагменты гамм, а затем и гаммы целиком. Гаммы — очень важный элемент развития уверенной техники. Они необходимы при изучении грифа и являются ключом к мелодической игре как при исполнении произведений, так и при импровизации.

Рок-гитаристы обычно пользуются лишь 1-м и 3-м пальцами левой руки, что приводит к немелодичным соло из-за ограниченности такого двухпальцевого метода. Чтобы избавиться от этого синдрома, учите гаммы, а не фразы, чтобы все пальцы левой руки свободно «бродили» по грифу. Это позволит вам исполнять и слышать музыку в более мелодичном творческом ключе. Поставьте себе долгосрочную цель — изучить все гаммы во всех позициях.

Приведенные здесь примеры нужно играть переменным штрихом, затем — ударами только сверху, и потом — только снизу. Стремитесь к гладкому звуку и двигайте правую руку ровно настолько, насколько необходимо для достижения следующей струны. Упражнения 1 — 3 — это фрагменты мажорных гамм тональностей «до», «соль» и «ре» соответственно. Упражнение 4 — это полная до-мажорная гамма. Упражнения 5 и 6 — полные соль-мажорная и ре-мажорная гаммы соответственно. Не спешите играть их быстро. Постепенно дойдите до указанного темпа.

Мелодические скачки

 

Теперь возьмемся за более сложный материал. Переменный штрих в сочетании со скачками требует умения брать ноты не только на смежных струнах. Этот сложный вид движения требует высокого уровня контроля правой руки. Мелодические скачки очень хороши и могут добавить разнообразия мелодии, так что лишние усилия не пропадут даром.

В упражнении №7, которое является отрывком из главной композиции с моей пластинки «Electric Rendezvous» 1981-го года, я обозначил аккорды и записал партию баса, чтобы ваш приятель мог аккомпанировать вам. Хотя мелодия движется вдоль грифа, ее не так трудно сыграть. Начните медленно, играйте сильные доли ударом сверху вниз, а слабые доли — ударом снизу вверх. Триоли можно играть по-разному, но для начала поиграйте переменным штрихом.

Арпеджио медиатором. Кросспикинг

 

Наряду с мелодическими скачками, арпеджио медиатором с использованием переменного штриха (crosspicking) является одним из важнейшим аспектов техники правой руки. К сожалению, лишь немногие рок-, поп- и джаз-гитаристы эффективно используют его. Хотя исполнение арпеджио пальцами покажется вам более простым приемом, именно использование медиатора позволяет вам сочетать быстрые пассажи, мелодические скачки, аккорды и их арпеджио.

Пьеса «Без названия» (упражнение №8) —  это набор арпеджио, которые стоит поиграть, потому что там используются современно звучащие аккорды. Поработайте над этим фрагментом до тех пор, пока он не будет звучать так гладко, как если бы вы играли его пальцами. Выучите ноты как следует. Невозможно играть слитно, если вы все время запинаетесь. Пользуясь переменным штрихом, играйте сильные доли ударом вниз, а слабые — ударом вверх.

Эффективно используйте вашу правую руку. Излишнее движение означает, что вы теряете время, а значит, плавность, скорость и точность. Аккордовые сетки носят вспомогательный характер, так что главное — внимательно читайте ноты. Удачи!

 

Статья опубликована в сборнике «Общемузыкальный-1» издательства Guitar College.