УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР:   Сольфеджио
Записаться по телефону:   +7 (495) 771-50-26

Педагоги

В программу курса «Сольфеджио» входит:

Сольфеджио — это компас и навигатор в мире музыки. Этот основанный на музыкальной теории предмет формирует понимание и восприятие музыки на профессиональном уровне.

На занятиях сольфеджио развивают музыкальный слух, учат петь по нотам и владеть своим голосом, как хорошо отстроенным музыкальным инструментом.

Для вокалиста сольфеджио дает главный навык – точное интонирование мелодии.

Для гитариста сольфеджио открывает возможность не просто быстро и точно снять любую мелодию на слух, но дает ключ к пониманию закономерностей и правил построения музыкальной композиции. Также развивается гармонический слух – умение слышать аккорды (мажор или минор? sus2 или add2? септаккорд или нонаккорд?).

Именно сольфеджио позволяет приобрести навык грамотно записать мелодию нотами, свободно читать нотную запись (глядя на страницу с нотами, слышать музыку и ритм без помощи инструмента).

Ведет курс «Сольфеджио» один из ведущих преподавателей «Гитарного колледжа» — Сергей Попов. Сергей Попов - признанный профессионал в области преподавания музыкальной теории и гитары, за его плечами годы педагогической деятельности в самых известных музыкальных образовательных учреждениях Москвы (экспериментальная джазовая студия «Москворечье», рок-лицей «Красный химик», эстрадно-джазовое отделение музыкального училища им. Гнесиных, «Guitar College»). Сергей Попов - автор хорошо известного учебного пособия «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста», ставшего настольной книгой целого поколения российских гитаристов.

УЧЕБНЫЙ КУРС «СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»

Нужна ли теория?

Часто у ученика-самоучки возникает вопрос: «Нужна ли теория?» И часто можно слышать два противоположных мнения – «теория не нужна» или «без теории и шагу сделать нельзя».

Истина посредине. Нельзя как переоценивать значение теории, но и не стоит её недооценивать.

Из Википедии: «Теория музыки даёт ответы на вопросы о том, каким правилам подчиняется музыка, что лежит в её основе и чему надо научиться, чтобы не только грамотно исполнять музыку, но и понимать её".

Чемоданчик с инструментами. Мифы и инструкция по выживанию

Теория - это всего лишь инструмент. Даже набор инструментов. Эдакий чемоданчик профессионала. А любой инструмент может быть как полезен, так и вреден. Все зависит от того, в чьи руки он попадает.

— Каждому - по потребностям.

Освоение теории, овладение этим набором инструментов идет по спирали в соответствии с умениями и нуждами учащегося. На разных этапах обучения этот инструмент может использоваться в разной мере. Начинающему может достаточно выучить буквенные обозначения звуков и аккордов, понять строение гаммы, выучить ноты на грифе.

— Понять, что и как называется.

Долгое время учащийся может пользоваться этими начальными сведеньями и не иметь ни в чем нужды. Но рано или поздно ребенок покидает колыбельку и начинает познавать окружающий мир. Так и учащемуся необходимо «познать», как называется окружающие его предметы - интервалы, мажор и минор, ступени, аккорды, гаммы, ритмические формулы...

— Понять, что происходит.

Еще через некоторое время учащийся начинает активно пользоваться этими предметами и учится понимать их взаимодействие, постигать их устройство. Возникают вопросы: «Что такое тональность, лады, пентатоника? Откуда берутся аккорды? Как научиться импровизировать, самому сочинять?»

— Пределы эмпирического познания

Можно не знать ничего и постигать мир опытным путем - эмпирически. Однако на каком-то этапе период эмпирического постижения мира достигает своего предела. У разных людей он разный. И ученик начинает осознавать, что мир вокруг многообразен и не так прост, как он казался из детской песочницы. И что его эмпирические знания разрозненны и неполны.

— Систематизация

Кому-то этих знаний хватает, а у кого-то активный рост требует дополнительного питания. Так или иначе многие учащиеся испытывают потребность в получении дополнительного набора инструментов, который называется «музыкальная теория». Требуется систематизация знаний.

— Книги по теории

Кто-то покупает «Книгу», легко ее «проглатывает» и не испытывает проблем – «Книга» описывает то, что они давно поняли через свой опыт. Просто теперь узнали, как все называется.

Эта «инструкция» скорее всего не для таких

— А что делать тем, кому сложно «просто проглотить Книгу»?

После попытки «проглотить Книгу» они выясняют, что теория это:

1. Сложно и непонятно

2. Скучно

3. Слишком много всего, чтобы поместиться в голове

4. Оторвано от практики. И вообще непонятно, как это применить на инструменте

5. Трудно найти ответы на текущие вопросы

6. Быстро все забывается

7. Примеры даны в нотах. Хм… Замкнутый круг! Если бы я читал ноты, я бы не стал читать эту книгу

8. Зачем мне примеры из Шостаковича, если я слушаю блюз, метал, рок, поп, джаз...

Что делать?

Таким образом, для изучения теории необходимо соблюдать принципы

1. Каждый изучаемый элемент теории должен быть воспринят через слух

2. Изложение должно быть простым даже в ущерб «научности»

3. Допустимо опускать некоторые детали, учитывая принцип спирали

4. Говорить о самом важном для данного этапа развития

5. Подтверждать все знания игрой на инструменте, закреплять полученные знания практикой

6. Не надо бояться теории, надо ею пользоваться

7. Важно не запомнить, а понимать

8. Ноты - не единственный способ получения информации о музыке

9. Теория должна быть актуальной и основываться на музыке, которая понятна и близка.

Так зачем нужна теория?

Теория музыки нужна для того же, для чего нужна любая другая наука.

Теория используется для понимания «устройства» чужой музыки, для аранжировки, для объяснения каких-то аспектов музыки, для импровизации, для систематизации, анализа и синтеза.

Теория может использоваться как инструмент и для сочинения музыки, но только не как генератор и первичный стимул.

Теория объясняет то, что освоено интуитивно и доставляет удовольствие от постижения закономерностей и построения стройной картины мира.

 

Есть вопросы?

Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в удобное для вас время

Ученики имеют возможность записывать итоговое резюме урока на видео.
Перейти к выбору направлений